Целями судебной дорожно-транспортной экспертизы являются установление технического состояния транспортных средств, дорог и их обустройства, дорожных знаков и разметок, механизма дорожно-транспортного происшествия, психофизиологического состояния водителя и участников дорожно-транспортного происшествия (ДТП)
Объектами исследования судебной автотехнической экспертизы могут быть как само место ДТП, так и транспортные средства - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, велосипеды, мопеды, автобусы, троллейбусы, трамваи, тракторы, иные самоходные механизмы, их части(узлы, детали, обломки), следы на месте ДТП, а так же материалы дела собранные в ходе расследования (протокол осмотра места ДТП, схема места ДТП, объяснения участников и очевидцев ДТП и т.п.)
Вопросы, разрешаемые судебной экспертизой технического состояния транспортных средств (автотехнической экспертизой):
- каково техническое состояние автотранспортного средства, его узлов, деталей, механизмов? Соответствует ли оно техническим нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта?
- исправно ли данное автотранспортное средство (механизм, узел, деталь)? Если нет, то в чем заключается неисправность? Когда она возникла (до, в момент, после ДТП)?
- повлияла ли данная неисправность на возникновение и развитие ДТП? Если да, то каким образом? Каково влияние неисправности на управляемость транспортного средства?
- находится ли событие ДТП (столкновение, наезд и проч.) в причинно-следственной связи с данной технической неисправностью?
- была ли техническая возможность предотвращения ДТП при том техническом состоянии транспортного средства, в котором автомобиль находился в момент происшествия?
- была ли возможность установления неисправности автотранспортного средства, повлекшего ДТП, водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс?
- какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, способствовали или могли спообствовать ДТП?
- какой ремонт должен быть произведен для восстановления поврежденного транспортного средства? Каково качество произведенного ремонта автомашины? Каков размер материального ущерба, причиненного автомобилю в результате происшествия?
Ряд вопросов решаются комплексно с участием эксперта-металловеда. К ним относятся следующие:
- вследствие чего произошел излом: удар, усталость металла, дефект изгтовления?
- есть ли дефекты в данных узлах или деталях автотранспортного средства?
- соответствует ли материал детали проектно-расчетным и техническим нормам?
- как происходила коррозия металла деталей транспортного средства (равномерно, давно, недавно)?
Вопросы, разрешаемые судебной экспертизой механизма дорожно-транспортного происшествия:
- каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов (в том числе пешеходов) до удара (опрокидывания) транспортного средства)?
- каков механизм развития ДТП от начальной до конечной фазы? Какова техническая характеристика каждой из фаз происшествия: начальной, кульминационной, финальной, конечной?
- за какое время данное транспортное средство могло преоболеть данные отрезок пути? Какова была скорость движения транспортного средства до столкновения (наезда)? Какова величина тормозного, остановочного пути?
- имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП в данный момент времени? До какого момента у него была эта возможность? Как должен был действовать водитель в данной ситуации в соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД), чтобы иметь возможность вовремя остановить транспортное средство? Какие пункты ПДД нарушены, и существовала ли причинная связь между этими нарушениями и фактом совершения ДТП?
- где находилось место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, место, где транспортные средства вошли в соприкосновение)?
- каково было взаимное расположение транспортных средтв (по отношению друг к другу, к преграде, расположение транспортного средства и пешехода) в момент удара и в другие моменты ДТП?
Вопросы, разрешаемые судебной автодорожной экспертизой (технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП):
- какова обстановка на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги? Каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движений транспортных средств и иных объектов на месте ДТП? Имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольнои и поперечном направлениях?
- каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей?
- была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и т.д.) и других особенностей?
- какие обстоятельства, связанные с состоянием дорожной обстановки, способствовали возникновению ДТП (в том числе: отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение и др.)?
Вопросы, разрешаемые комплексной судебной медицинской, психологической и инженерной экспертизой психофизиологического состояния водителя и других участников ДТП:
- мог ли водитель правильно воспринимать создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить?
- каково время реакции водителя на появление помехи в данной ситуации?
- мог ли данный водитель в заданной ситуации выполнить в заданный отрезок времени действия, которые необходимо было совершить для предотвращения ДТП? Мог ли водитель предотвратить ДТП?
Смотреть также...
к списку вопросов »
трасологическая экспертиза »
товароведческая экспертиза»